Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 17.05.2024, 07:04 |
Сайт "Теремок" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику А.ПлешаковаЖизнь леса. Лес – природное сообщество Цели урока: - Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. - Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов. - Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы. - Воспитывать бережное отношение к природе. http://http://depositfiles.com/files/1q2t5wug3 Описание: дети разделены и сидят тремя группами. И урок проходит как форум. 1. Организационный момент. Погружение в путешествие Ребята, вы сегодня будете работать тремя группами. В интернете работает лесной форум Гринпис России. А что это за «зверь» такой – Гринпис? Гринпис - основанная в 1971г. независимая международная общественная организация, ставящая целью сохранение окружающей среды. И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и должны будем ответить на один очень каверзный вопрос. Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».
2. Проверка домашнего задания
А). Заполните схему: СЛАЙД 1
Б). Найдите ошибки в тексте: (по очереди каждой команде) СЛАЙД 2 Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране. В). Выбери правильное утверждение: (показать номер правильного цифрой) СЛАЙД 3
-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие; -Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность; -Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
3. Сообщение темы и целей урока. Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения. СЛАЙД 4 ( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются). - Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени? Учащиеся: - В лесу, возле ручья… - А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте? Учащиеся: - Щебет птиц, журчание ручья
Сегодняшний наш урок – урок-заседание. В результате его работы мы должны ответить вот на какой каверзный вопрос: что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества. Здравствуй, вольная природа Лес - великая страна! Удивительным народом Та страна населена.
4. Актуализация опорных знаний. Растительный мир лесов. - Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? Учащиеся: - Сообща что–то, вместе… - Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово. СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (толковый словарь Ожегова)
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.) - А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.) - Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде) СЛАЙД 5 1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.) 2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) 3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.) - Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. ( Деревья, кустарники, травы.) - А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.) -Итак, Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы СЛАЙД 6
-Посмотрите в Вашей тетради на с.55 таблица: СЛАЙД 7 -Работу выполняем в группе. Кому нужна помощь – помогаем.
- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда) - В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда) - Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)
- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? Думаю, если вы вспомните, как мама весной, формируя клумбу, более высокие цветы сажает по центру клумбы, а более низкие – по краям, то сможете ответить на данный вопрос. (Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза). Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место. 5. Физкультминутка У оленя дом большой. Он глядит в свое оконце- Зайка по лесу бежит, В дверь его стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай, Лапу мне скорей давай!»
6. Животный мир лесов - Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.) - Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев? (Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.) А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.) - А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.) Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так «Всё связано со всем» (на экране слайд: « ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ») СЛАЙД 8
- Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.) - А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.) - А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.) - Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.) - Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет. Как вы это объясните? - Тем неменее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. СЛАЙД 9 -У вас на партах выдержка из научной статьи «Животные НСО». Животный мир НСО Фауна Новосибирской области в целом напоминает фауну Средней и Северной Европы, однако есть и существенные отличия. На территории области таежная и степная зоны находятся всего лишь в двухстах километрах друг от друга, поэтому здесь, отделенные сравнительно небольшим пространством, встречаются как чисто северные, таежные виды, так и вполне южные. На севере, в лесных районах, обитают медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай. В лесостепной зоне водятся волк, лисица-корсак, горностай, ласка, тушканчик, заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры. Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен. В лесах области обитают около 300 видов птиц. Распространены рябчик, тетерев, глухарь. В лесах и по берегам рек обитают лягушки, ящерицы.
На территории Новосибирской области обитает около 80 видов млекопитающих. Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты. В почве так же живут разного рода жуки, черви, насекомые. Самый крупный хищник Южной Сибири бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. В пределах области медведи встречаются в северных лесах и лесах Салаирского кряжа. Питаются эти звери, в основном, растительной пищей, не брезгуют падалью, иногда нападают на крупных животных, в том числе на домашний скот. Зимой медведи залегают в спячку. Единственная дикая кошка наших лесов - рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча - зайцы.
Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы: - Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда) - А какие обитают в почве? (2 команда) - Назовите самого крупного хищника, населяющего леса НСО и единственную дикую кошку, живущую в наших лесах (3 команда) 7. Электронная физминутка для глаз. СЛАЙД 10 (если картинка мигает – и вы мигаете глазками) СЛАЙД 11 - Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.) - Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.) - Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь. И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) (Показать муляжи грибов.) - Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.) - Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?» - Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
8. Проверочный тест. СЛАЙД 12 --А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он на экране и у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные - знаком «-». Тест 1.Растения в лесу растут ярусами. 2.Животные делят ярусы между собой. 3.На деревьях обитают кроты и землеройки. 4.Грибы помогают расти деревьям. 5.Лось – хищник. 6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает. 7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. 8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.
-Поменяйтесь работами с соседом и поставьте оценку, руководствуясь следующими критериями: 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, 4 и более, к сожалению, - 2. Но таких, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка.
9. Лес и человек «Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес. - Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек). СЛАЙД 13 - Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? -О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы.
- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! СЛАЙД 14 И 15 10. Подведение итогов урока Вы очень хорошо работали! СЛАЙД 16 И в награду я расскажу Вам сказку. Любите сказки? --Послушайте сказку Ю.Дмитриева «Что такое лес?» --Понравилась вам сказка? --Что вы из нее узнали о лесе? - Почему называют лес – природным сообществом? - Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых? - Как нужно обращаться и вести себя в природе? Решение детской природоохранной комиссии: Для благоприятного существования |
|
Copyright MyCorp © 2024 |